У контролера водопроводного хозяйства абонентного отдела, Желяевой Надежды Михайловны, скоро юбилей. Она уже более 15 лет работает на предприятии – снимает показания счетчиков юридических лиц. В 2012 году была занесена на Доску Почета КПУП «Гомельводоканал». Вроде бы обычная женщина, есть взрослая дочь. живет спокойной размеренной жизнью, и глядя на нее, никогда и в голову не придет, что когда-то в молодости она была летчиком спортивного самолета и парашютистом.
Мы встретились с Надеждой Михайловной и расспросили ее о своих ярких воспоминаниях былой жизни.
— Надежда Михайловна, Вы действительно управляли самолетом и прыгали с парашютом? В это невозможно поверить!
— Да, было такое дело. С 1983 по 1988 годы от Гомельского аэроклуба ДОСААФ совершила 1073 вылета на спортивном самолете Як-52. В общей сложности провела в воздухе 201 час, из них 120 часов самостоятельно в качестве единственного пилота. Имею допуск на высший пилотаж, бочки, горки, петлю, поворот на вертикали. Все это я делала одна. Также совершила 62 прыжка с парашютом. Все это зафиксировано в моей летной книжке.
— Скажите, а как Вы попали в аэроклуб, с чего все начиналось, что Вас заставило стать летчиком? Ведь как правило молодежь, особенно девушек, интересуют обычно совсем другие цели.
— Я всю жизнь мечтала о небе, оно меня манило к себе своей красотой и загадочностью. После окончания школы записалась в аэроклуб ДОСААФ в самолетное звено на спортивных самолетах ЯК-52. Перед тем как научиться летать, вечером, после работы ходила в аэроклуб на учебу, изучали матчасть – это аэродинамика, самолетовождение, устройство двигателя и самолета, метео. Меня чуть не отчислили из-за того, что не могла сдать азбуку Морзе, но меня это не остановило, желание летать было очень сильное!
— Это конечно очень необычно и здорово! Надежда Михайловна, какие наиболее эмоциональные моменты в полетах Вы можете вспомнить?
— Из приятных воспоминаний, это конечно первый самостоятельный вылет 3 августа 1984 года. Я его очень ждала, пела песни в кабине, кричала от счастья, было море эмоций. Как можно забыть ощущение от первого штопора, когда самолет движется к земле в двух плоскостях! При прыжках так же было много интересного — второй прыжок запомнился. Я пыталась преодолеть страх над собой, почему-то при первом прыжке его не было, а когда купол раскрылся, такое ощущение тишины и красоты, и страх сам по себе перешел в эйфорию, огромное чувство радости!
— Были ли в Вашей летной карьере какие-либо тревожные, связанные с опасностью для жизни моменты?
— Особо не было. Один раз в полете отказал прибор скорости, заход на посадку был управляем с земли. Еще было, когда прыгнула с парашютом, сработала запаска, я ее не расчековала, занесло в болотистое место, потом тащила на себе сумку с парашютом весом 16 кг, думала сил не хватит дойти до аэродрома.
— А смешные, забавные случаи вспомните?
— В полете при выполнении фигуры пыталась разогнать самолет, слышу звук двигателя не тот, газ убираю, все нормально. Опять начинаю делать фигуру, снова слышу такой же странный звук, опять газ убираю. Руководитель полета говорит, что ты там небо утюжишь, задание не выполняешь, погнал на посадку. Когда приземлилась на стоянке мужики со смеха умирали, оказывается нам пригнали новый борт и двигатель был новый мощный, он так и должен был работать, поэтому и звук был такой, но девчонкам не сказали, посмеялись. Вот такая была конкуренция и со стороны мужчин к нам!
— Спасибо Вам большое за интервью, Надежда Михайловна! Все сказанное Вами так необычайно и интересно! И, напоследок, скажите, чем занятия спортивными полетами помогли Вам в жизни?
— Спорт помог мне в жизни, он меня закалил, дал силу духа, веру в прекрасное и конечно отличных, верных друзей с которыми я до сих пор дружу!