Активное участие в работе по обсуждению проекта Закона о Всебелорусском народном собрании принимают профсоюзные организации. Накануне обсуждение прошло в Могилёвском ГКУП “Управление коммунальных предприятий”, а сегодня состоялось собрание в КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилёва”.
О том, как проходит этот процесс, и какие конкретные предложения вносятся членами трудовых коллективов, рассказал председатель Могилёвской областной организации Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Павел ЖУЙКОВ:
– В ходе работы по широкому обсуждению проекта Закона о ВНС мы побывали в разных по численности коллективах, в которых работает от 10 человек до без малого тысячи. Общее ощущение: благодаря широкому обсуждению проекта Конституции нашей страны, проведённому в начале текущего года, члены трудовых коллективов хорошо осведомлены о статусе Всебелорусского народного собрания, его полномочиях и направлениях работы.
КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС ОБСУЖДЕНИЯ
Должен сказать, что в целом процесс обсуждения законопроекта проходил активно. Нередки были случаи, когда уже после собрания разговор продолжался в более тесном кругу, где звучали уже конкретные предложения от лица наиболее инициативных работников, зачастую – от активистов общественных организаций.
Это немаловажно, учитывая, что одной из идей при обсуждении вопроса о наделении ВНС конституционным статусом, как раз было более широкое вовлечение гражданского общества в вопросы принятия решений в стране, улучшение обратной связи с населением.
КАКИЕ ОЗВУЧИВАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ходе встреч в организациях звучали самые разные предложения относительно проекта Закона. Причём их характер наглядно продемонстрировал, что члены трудовых коллективов не поверхностно отнеслись к этому вопросу.
Так, например, работники указывали, что законопроектом предусматривается предельное число делегатов в 1200 человек, но не оговаривается минимальное количество. Звучало мнение о необходимости конкретизации порядка реализации положений о том, что ВНС предлагает изменения и (или) дополнения в Конституцию Республики Беларусь, проведение республиканских референдумов, обладает правом законодательной инициативы.
Было предложение предоставить ВНС право, с учётом представительства в нём различных социальных, профессиональных, возрастных групп, формирования комиссий по направлениям деятельности, определить их полномочия и статус председателя и заместителя председателя комиссий.
Ряд предложений касался работы делегатов от гражданского общества. Так, озвучивалось предложение об избрании делегатов от субъектов гражданского общества с учётом численности их членов.
Предлагалось прописать количество заместителей Председателя ВНС, рассмотреть возможность, чтобы в их числе и в числе Президиума Всебелорусского народного собрания были представители каждой из трёх основных групп делегатов – законодательной, исполнительной, судебной власти; местных Советов депутатов; гражданского общества.
ПРАКТИКА ШИРОКОГО ОБСУЖДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВЕЛЛ – ФОРМА ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
Понятно, что не все озвучиваемые предложения могут быть реализованы на практике. Однако хочу подчеркнуть: сложившаяся в стране практика всестороннего обсуждения новелл законодательства, открытый диалог с вовлечением в него самого широкого круга граждан, позволяет услышать мнение различных социальных, возрастных групп населения страны, что само по себе уже является формой прямой демократии.