Огуречные плантации
Ольшаны. Агрогородок на юге Брестской области, который называют огромной овощной теплицей. Так уж сложилось исторически, что местные жители еще 50 лет назад стали выращивать здесь огурцы и помидоры, капусту и перцы. Как, впрочем, и многие дачники. Вот только масштабы огородников-любителей могут не просто отпугнуть, а ужаснуть. Способны представить теплицу размером в 30 соток? И такие размеры, по оценке ольшанцев, считаются весьма скромными. Многие кивают на плантации местного фермерского хозяйства. Его высокотехнологичная теплица раскинулась на 1 гектаре. Только позволить себе такое удовольствие стоимостью 11 млн евро, конечно, может не всякий…
Ежегодный урожай, который собирают с частных подворий в Ольшанах, оценивается в 200 тыс. тонн ежегодно. Как подсчитали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, для обеспечения всех жителей нашей страны необходимо 300 тыс. тонн овощей.
Наравне с Пинском, Шкловом, Столином, Ольшаны считаются белорусским огуречным раем. Именно эти края способны удовлетворить спрос на внутреннем рынке. Как правило, переизбыток всегда успешно экспортировался. Но в этом году полки белорусских магазинов первыми заняла продукция из России, Казахстана, Узбекистана, Египта, Ирана, Молдовы… А отечественные огурцы мало того, что существенно запоздали, так и по цене оказались гораздо выше импортных.
– Только вчера провели мониторинг и заглянули в магазины крупных торговых сетей и рынки. Объяснению стоимость овощей не поддается, – рассказывает заведующая социальным отделом Минского городского объединения профсоюзов Олеся Артюшина. – Возьмем огурец и посмотрим на его стоимость на самых популярных у минчан рынках. Там покупатели могут найти колючий овощ по цене от 1,5 до 2 рублей. Если, к примеру, пенсионеру трудно добраться до торговых рядов и приходится идти в магазин, то уже там дешевле 2 рублей 79 копеек не найти. В среднем по Минску стоимость огурцов доходит до 2 рублей 90 копеек. А в самом крупном, Фрунзенском районе столицы, цена установилась на уровне 3 рублей 50 копеек.
Перенесемся на рынок в Ольшанах
Оговоримся лишь, что здешняя торговая площадка – оптовая. Почем же огурцы здесь? 50-60 копеек!
– Виталя, притащи еще шесть «бананок»! – просит напарника торговец.
Упаковка от тропических фруктов служит одновременно тарой и единицей измерения. Каждый ящик вмещает около 20 килограммов огурцов. Но назвать бойкой торговлю местные не берутся. Еще и с ценами «свистопляска». Местный говор – смесь диалектов белорусского и украинского, но понятна не только заезжим.
– Уражай – ничога! Але няма цаны. Давялось купиць удабрэння, лекарства для агуркоу. А будзе яшчэ дзяшавей за спички, – возмущается Петр. – Тут абычна па фурам видаць на въезде. Цяпер пака гандля няма. Так чтоб с бурта на борт перакидаць – няма.
Действительно, даже строгое предупреждение и крупный штраф на плакате в горячий сезон не останавливает торговлю и загрузку многотоннажных фур. В прежние годы за белорусскими огурцами выстраивались не только местные перевозчики. За овощами ехали из России, Азербайджана.
Сами продавцы называют колебания цены «свистопляской» и говорят, что в ближайшие недели цены рухнут до 10-20 копеек. Обстановка накалена, а говоря проще люди, которые вложили не только деньги, но и силы, озлоблены из-за такого отношения к своему труду.
Себестоимость
Именно таким сухим экономическим понятием определены в экономике затраты, которые существенно для огуречных тружеников возросли.
– Да никто свои силы и здоровье в расчет не берет! Тут бы просто в ноль сработать – уже неплохо. Пока молодой – стерплю! – признается ольшанец Виталий. – Со стороны мы слышим, что нас считают богачами, только не каждый знает настоящую цену нашего труда. Да и вряд ли многие выдержат. А огурцы – надо ж за что-то жить, пока другие овощи вызревают.
Семь Я!
На крыльце своего дома журналистов встречает детвора: Светлана, Наталья, Алеся, Снежана, Эллина, Олька и Юлька! Мама девчонок-погодок Анна Гриб. Когда-то собеседница собиралась стать педагогом, но жених отговорил. Сам этим днем далеко в поле работает на тракторе.
–Мы никогда не спим, не ленимся. Начинается день в 4 утра, а заканчивается – в 1 ночи. Зимой немножко полегче. Государство нам помогло построить дом. Главное сохранять твердый дух. А уныние, как говорится, кость сушит. В нашей семье девиз: труд и труд – к благосостоянию ведут.
Ольшанцы – люди глубоко верующие. И только Богу ведомо, сколько сил уже положили эти земледельцы. Чтобы вырастить огурцы к столу белорусов, семена опускают в землю 6-7 апреля после Благовещения. Так заведено. А затем начинают топить в теплицах печи, пропалывать, подвязывать огуречные лианы, следить за поливом, общипывать молодую поросль и увеличивать плодоносность.
Анна говорит, что пятеро девчонок помогают в теплице наравне со взрослыми. Самые младшие остаются на это время с бабушкой.
– На одну теплицу необходимо 7 рулонов пленки. Стоимость одного – 250 рублей. Дрова стоили 350 рублей, теперь – 1000. Семена – голландские! Стоили 60 рублей, в этом году – 200 рублей, – перечисляет затраты на выращивание урожая хозяйка.
Где справедливая цена?
Именно этот вопрос стал отправной точкой для командировки в Ольшаны заместителя председателя Федерации профсоюзов Беларуси Владимира Позднякова.
–Мы неоднократно обращали внимание на доступность плодоовощной продукции. Наличие ее на полках магазинов, качество и стоимость. Я сам лично видел накануне огурцы за 2,5-2,7 рубля, но их качество оставляло желать лучшего по сравнению с ольшанскими. Тем более возмутило, что это импортный товар, – рассказал Владимир Поздняков. – Сегодня мы воочию убедились, что белорусы могут получать качественную продукцию по доступной цене. Необходимо сократить цепочку посредников от производителя до торговой сети. Капуста ранняя представлена в основном с Узбекистана и Казахстана по цене 2.8- 3 рубля. При этом отечественный производитель готов предложить оптовую цену на раннюю капусту в районе 1.2 рубля в любых объемах. Крайне огорчает тот факт, что отечественная ранняя капуста не представлена в торговых сетях. Безусловно, такие моменты необходимо искоренять. Будут предприняты очевидные усилия, чтобы детальным образом отследить ценообразование и вынести предложения регулятору.
Зампередседателя ФПБ подчеркивает, что необходимо разобраться в ценообразовании и ситуации, когда через цепочку посредников цена иногда возрастает в 5 раз. Дело не только в огурцах, а во всей ранней белорусской продукции.
По сути, частные подворья не имеют права работать по договорам с торговыми сетями, а последние сами не обеспечивают закупку. Таким образом производители работают в ноль или в убыток, а основную прибыль делят посредник и торговля. Местные власти для того, чтобы закупать продукцию у населения, разработали инвестиционный проект по строительству в Ольшанах торгово-логистического центра. Именно туда будут свозить урожаи ольшанцы. А их продукция будет распространяться по торговым точкам. Площадка для такого значимого в регионе объекта подобрана. Осталось найти финансы…
Пока же избытки ольшанцев готовы принимать не только магазины, но и консервные заводы. Сейчас в приоритете корнишоны, важно учитывать определенный калибр огурца.
В случае не решения вопроса с ценообразованием сами ольшанцы из-за увеличения затрат и высокой конкуренции на внутреннем рынке собираются в следующем году сокращать огуречные площади. Их место займут другие овощные культуры или ягодники. В конечном счете пострадаем все мы, как производители, так и потребители.
Алексей БОЛОТОВ
Фото автора и Натальи МАРЦИНКЕВИЧ